Чичерин Борис Николаевич

Родился в семье богатого тамбовского помещика, принадлежавшего к старинному дворянскому роду (истоки рода Чичериных восходят к Афанасию Чичерни (Чичерини), прибывшему в Россию в составе свиты Софьи Палеолог). Получил превосходное домашнее образование, затем учился на юридическом факультете Московского университета (1845-1849), где большое влияние на него оказали Т.Н.Грановский и П.Г.Редкин. После окончания университета уехал к себе в имение, где подготовил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке». Представленная им в 1 §53 г. в Московский университет диссертация первоначально была отвергнута ввиду её слишком нетрадиционного и критического содержания. После долгих проволочек ему удалось защититься лишь в 1856 г. В 1858 г. Чичерину предложили занять кафедру государственного права Московского университета, в 1858-1861 гг. он совершает поездки по Европе с целью подготовки к профессорскому званию. В 1861-1868 гг. Чичерин преподавал на юридическом факультете Московского университета, который вынужден был покинуть вместе с либеральными профессорами С.М.Соловьёвым, И.К.Бабстом, С.А.Рачинским и другими из-за разногласий с руководством университета. В 1866 г. он опубликовал свою докторскую диссертацию «О народном представительстве», где обосновывал конституционно-монархическую форму правления. Среди учебных курсов, подготовленных им в университете, выделяются «Государственное право» и фундаментальная, не потерявшая ценность до наших дней «История политических учений». Чичерин, имея репутацию крупного учёного-юриста, был приглашён читать курс государственного права цесаревичу Николаю, старшему сыну Александра II (1863-1865). После ухода из университета в основном живёт в своём имении, где создаёт многие свои труды. В январе 1882 г. учёный избирается Московским городским головой, но уже в июле 1883 г. по указанию Александра III подал в отставку (причиной были интриги московских чиновников, а поводом - высказывания Чичерина в пользу представительных учреждений). Все последующие годы жизни Чичерина в основном связаны с научной работой.

Философия Чичерина - одна из первых попыток создания развёрнутой системы объективного идеализма на базе гегельянства. Вместо гегелевской триады (тезис - антитезис - синтез) он выдвинул идею четырёхзвенного саморазвития любого предмета: начальное единство, раскалываясь на две противоположности, обретает себя в конечном единстве. В человеческой истории саморазвитие Абсолютной сущности (Бога) протекает в практической (покорение природы, экономика, гражданский быт, политический строй) и теоретической (искусство, наука, философия, религия) сферах. Поскольку последняя является определяющей, открытие законов саморазвития Абсолюта ведёт, по его мнению, к пониманию закономерности процессов, происходящих в обществе, государстве, праве.

Философия права Чичерина эклектична, так как представляет собой попытку соединить гегелевский этатизм с индивидуализмом кантовской этики. С его точки зрения, личность есть основа социальной жизни, субстанция общества; она является единичной метафизической сущностью, обладает свободой воли и сознанием связи с Абсолютом. Будучи самоценной и выступающей всегда в виде цели, а не средства, личность с необходимостью приходит к идее права, которая становится объединительной социальной основой. Право приобретает характер объективированной идеи свободы, проходящей в своём развитии три стадии: стадию внешней свободы (право), стадию внутренней свободы (нравственность) и стадию общественной свободы (соединение права и нравственности в семье, гражданском обществе, церкви и государстве). В отличие от классического либерализма, сводившего роль государства в обществе к минимуму, Чичерин полагал, что государство является вершиной социального развития и наиболее гармонично соединяет в себе основные элементы других общественных союзов. Но государство, в трактовке Чичерина, не поглощает общество, а лишь возвышается над ним.

Чичерин - последовательный либерал-западник, сыгравший выдающуюся роль в формировании в России идеологии либерального консерватизма. Его идеи оказали влияние на П.Б.Струве, С.Л.Франка, П.И.Новгородцева и многих других деятелей партии кадетов. Ещё пример революции 1848 г. во Франции привёл его к мысли о том, что либеральные начала необходимо эволюционно включать в историческую ткань политических традиций и учреждений, а не насаждать революционным путём. Восприняв начало царствования Александра II как пробуждение «светлых надежд на лучшие времена», Чичерин написал целую серию статей, в которых выступил защитником российской монархии как исторически необходимой и отвечающей внутренним потребностям русской нации. Вместе с тем он предлагал дополнить её господством права и закона, а в последние годы жизни выступал за её конституционное ограничение.

Сочинения:

  • Собственность и государство. М., 1882-1883; Положительная философия и единство науки. М., 1892;
  • Основания логики и метафизики. М., 1894;
  • Курс государственной науки. М., 1894-1898. Ч. 1-3;
  • История политических учений. М., 1869-1902. Ч. 1-5;
  • Вопросы философии. М., 1904;
  • Воспоминания. Т. 1-4. М., 1929-1934;
  • Философия права. СПб., 1998;
  • Наука и религия. М., 1999.

Литература:

  • Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984;
  • Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Часть 1. М.: ИФРАН, 1995;
  • Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. С. 451-459;
  • Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001;
  • Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame. Indiana. 1992.