Свидерская Марина Ильинична

Должность: 
Профессор

Доктор искусствоведения

Доктор искусствоведения (1992), профессор (с1998 г. по настоящее время) кафедры Истории и теории мировой культуры (ИТМК) МГУ им. Ломоносова. Общий стаж работы в МГУ (с 1996 г.) 24 года. По совместительству – главный научный сотрудник (на 0,5 ставки) сектора Классического западноевропейского искусства Государственного Института Искусствознания (ГИИ) Минкультуры РФ. Общий рабочий стаж, без аспирантуры, 56 лет.

Биография

1960 – окончила с отличием исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «историк искусства» (под руководством акад. В. Н. Лазарева специализировалась по искусству итальянского Возрождения).

1960-1962 – научный сотрудник Отдела популяризации ГМИИ им. А.С.Пушкина (под руководством Б. Р. Виппера специализировалась по западноевропейскому искусству XVII века).

1962-1965 – аспирант сектора Классического искусства Запада Института истории искусства АН СССР (позднее ВНИИ искусствознания Мин культуры СССР, в настоящее время – Государственный Институт Искусствознания Мин культуры РФ).

1987 -1992 старший, затем главный научный сотрудник Института.

С 2007 по 2018 г. заведующий сектором Классического искусства Запада, затем главный научный сотрудник того же сектора. Общий стаж пребывания и работы в Институте -   56 лет. С 1996 г.  сотрудник Института искусствознания на 0,5 ст., совместитель.

С 1993 г. читала курсы лекций на Высших женских курсах при РГГУ; затем в качестве профессора, штатного совместителя, работала на кафедре Всеобщей истории искусств Отделения искусства того же университета; 4 года читала лекции на Факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского университета; 1995-1999 – вела цикл лекций по западноевропейскому искусству в лектории Дома культуры Института ядерных исследований в Дубне; работала в качестве рецензента, затем члена жюри в комиссии по созданию новых учебников для средней школы (фонд Д.Сороса) (до 1995 г.)

С сентября 1996 г. — доцент, с 1998 по настоящее время — профессор кафедры Истории и теории мировой культуры (ИТМК) философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова.

Член диссертационных Советов: философского ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова (2005-2017 гг.) и Института Искусствознания (по изобразительному, декоративно-прикладному искусству и архитектуре).

Член Ученого Совета ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Решением Президиума Российской Академии художеств от 31.01.2017 избрана Почетным Членом Академии.

 

Иностранные языки – итальянский, немецкий, французский.

 

Диссертации

  • «Становление нового художественного видения в итальянской живописи рубежа XVI-XVII веков и творчество молодого Караваджо». Диссертация на соискание научной степени кандидата искусствоведения. М., ВНИИ искусствознания, 1987 г.
  • «Изобразительное искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера». Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., ВНИИ искусствознания. 1992.

 

Сфера научных интересов

  • изобразительное искусство Италии эпохи Возрождения и XVII–XIX веков
  • художественная культура Западной Европы от античности до конца XIX века
  • теория искусства
  • философия культуры.

 

Лекционные курсы

  • Пространственные искусства в художественной культуре Италии эпохи Возрождения. Проторенессанс и Треченто.XIII-XIV вв.
  • От иконы к картине. Пространственные искусства в художественной культуре Италии Раннего Возрождения. XV в.
  • Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре Нового времени (XVII в.).
  • Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XVIII в.
  • Искусство эпохи Просвещения.
  • Искусство Северного Возрождения.

 

ПУБЛИКАЦИИ

Монографии

  • Искусство Италии XVIIвека: Основные направления и ведущие мастера. М., «Искусство», 1999.
  • Караваджо – первый современный художник. Проблемный очерк. СПб., «Дмитрий Буланин», 2001.
  • Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIXвеков. М., ГАЛАРТ, 2010.
  • Утешение искусствознанием. Западная классика в отечественном искусствознании XX-XXI веков. М., Государственный институт искусствознания, 2022. 

 

Статьи 2000-х годов

  • Стиль в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения/ Vivit virtus. Сб. посвященный памяти Т.В.Васильевой. М., Прогресс-Традиция, 2011. С. 169-222.
  • Статья-рецензия: Батракова С.П. Театр-Мир, Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме. М., 2010// Искусствознание 3-4/11. М., 2011. С.526-555.
  • Первая леди изящных искусств (к юбилею И.А.Антоновой)//”Наше наследие” 101/012. С.24-25.
  • “...он человек был, человек во всем” (памяти Е.И.Ротенберга)//Искусствознание 1-2/12. С.8-27.
  • Миф и реальность: диалог на территории любви (образ прекрасной женственности в искусстве Западной Европы от античности до конца XIX века//Искусствознание’16 1-2. С.154-205.
  • Giorgione. «Les trois philosophes». /La triade strategique dans la philosophie d’Aristote/ France, editions Apopsix, 2017. P.135-179.
  • О Леониде Михайловиче Баткине//Новое литературное обозрение 3’2017. С.195-201.
  • Музей как эвристическая модель. Post Scriptum к выставке “Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро//Искусствознание’17 3. C. 10-53.
  • О Михаиле Яковлевиче Либмане//От классической античности до модерна. Сб. Статей сектора классического искусства Запада. Посвящается памяти Михаила Яковлевича Либмана.1920-2010. М., ГИИ, 2018. С.12-34.
  • Караваджо и Бруно//История и теория культуры. Альманах. Выпуск 2. Посвящается юбилею М.И. Свидерской. Печатается по решению Ученого Совета философского факультета МГУ. Отв. ред. М.О.Кедрова. М., изд-во МГУ, 2018. С. 6-17.
  • Об Александре Викторовиче Михайлове: “неслучайные встречи” //Жизнь в науке: А.В.Михайлов - исследователь литературы и культуры. К 80-летию со дня рождения Александра Викторовича Михайлова (1938-1995). Коллективная монография. Отв. ред. Л.И.Сазонова. М., ИМЛИ им. А.М.Горького, 2018. С. 383-399.
  • Маньеризм=модернизм: человек “на распутьях тысяч дорог”. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи Часть 1. //Искусствознание’18 3. С.10-47.
  • Понтормо и Микеланджело. Трагедия творчества. Сага об Ипполитове, Вазари, Понтормо и Флоренции поздних Медичи. Часть II //Искусствознание’18 4. С. 10-53.

 

Переводы

  • с итальянского языка — монографии «Джотто» (1995), «Мантенья» (1996)
  • с немецкого языка — «Микеланджело (1999) (все — М., «Слово/Slovo»); «Алтари: живопись Раннего Возрождения» (в сотрудничестве с М. И. Майской и И. Е. Прусс; М., 2002, «Белый город»).

 

Награды

  • Награждена медалью «Ветеран труда» (1990) и медалью «850-летия Москвы» (1997)
  • Отмечена дипломами МОСХХ II степени за статью «Творчество Орацио Джентилески» (в сб. «Античность. Средние века. Новое время» ВНИИ искусствознания Мин. Культуры СССР, М., 1977) и редакционную работу (совместно с Е. И. Ротенбергом) над томом (в двух книгах) по искусству XVII века комплексной «Истории искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века» (1988, 1995).
  • Монография «Искусство Италии XVII века: основные направления и ведущие мастера» (М., «Искусство», 1999,) награждена серебряной медалью Российской Академии Художеств.
  • Удостоена «Благодарности министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 06.09.2007.
  • По совокупности трех монографий («Искусство Италии XVII: основные направления и ведущие мастера», М.,1999; «Караваджо — первый современный художник. Проблемный очерк», Спб., 2001; «Пространственные искусства в художественной культуре Западной Европы XIII–XIX веков», М., 2010) на основании решения Ученого совета Московского университета от 23 декабря 2011 года приказом ректора от 12 января 2012 года М. И. Свидерской присуждена премия имени М. В. Ломоносова II степени за научную деятельность.

 

Материалы конференций

  • Проблема стиля в изобразительном искусстве Италии эпохи Возрождения. Доклад на всероссийской конференции, посвященной XVI веку в истории, искусстве и культуре Западной Европы, прошедшей в ГИИ МК РФ и статья в сборнике по материалам конференции. М., URSS, 2008. С 16–53.
  • Международная научная конференция «Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры». 28—30 сентября 2010 г. в Москве под эгидой Института философии РАН и Итальянского института философских исследований. Доклад «Бруно и Караваджо». Статья по материалам доклада включена в Альманах (вып. 2) «История и теория культуры, 2018.
  • The Beloved (К 100-летию со дня рождения А. А. Аникста) // Шекспировские чтения 2010. Изд-во РАН и РГГУ. М., 2010. С.20–26.
  • Круглый стол «А. Г. Габричевский в культуре XX века». Москва, РГГУ. 5 декабря 2011 года. Доклад «А. Г. Габричевский о проблеме формы в художественном произведении. О живописи как виде искусства».
  • Государственный институт искусствознания при содействии Французского национального центра научных исследований (Париж, Франция), Итальянского института культуры (Москва). 27 ноября 2012 года. Международная конференция и круглый стол, приуроченные к презентации двуязычного издания книги «Леонардо в России. Темы и фигуры. XIX–XX век»/ «Leonardo in Russia. Temi e figure. XIX–XX secolo» (под ред З.Нанни и Н.Подземской. Милан: Бруно Мондадори, 2012. Доклад «А. Г. Габричевский о Леонардо».
  • Международная конференция «Аристотель и его философское влияние сквозь века и до наших дней / Aristote et son influence philosofique a traversles siecles et jusqu’a nos jours». Париж, Сорбонна. 22—30 сентября 2012. В секции «Аристотель и искусство» доклад «Джорджоне. Картина „Три философа“: сюжет и образ». В настоящее время доклад переведен на французский язык и включен в сборник по материалам конференции (см. ниже).
  • “А.Г.Габричевский о Леонардо» /Международная конференция в ГИИ при содействии Французского национального центра научных исследований и Итальянского института культуры (Москва) на тему: “Итальянское Возрождение в трудах российских ученых”. М., ГИИ, 27 ноября 2012 г.
  • Круглый стол на тему: «И. Е. Данилова. О творческом методе ученого». 30 октября 2013. РГГУ, ИВГИ. Выступление: «И. Е. Данилова о судьбе картины в европейской живописи».
  • Выступления на очередных конференциях кафедры Истории и теории мировой культуры «Типология культур и проблемы культурной памяти» философского факультета МГУ:

    - Об особенностях художественного метода Микеланджело.

    - «Камальдульские беседы» Кристофоро Ландино.

     - Алгоритм европейской визуальной культуры.

    -  Андре Мальро о «Моне Лизе» Леонардо и проблема времени в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.

  •    Участие в Ротенберговских (ГИИ МК РФ) и Випперовских (ГМИИ им. А.С.Пушкина) чтени

    - Е.И.Ротенберг о творчестве Микеланджело (2014)

     - ”Божественная Комедия” Данте: от умозрения к зрению (2015)

     - Об общих особенностях искусства Северного Возрождения (2016)

     - О фундаментальных чертах западноевропейской культуры на переходе от Возрождения к Новому времени (2017)

      - Е.И Ротенберг о творчестве Якопо Тинторетто.(2018)

  •       “Классическое и современное искусство глазами Андре Мальро”/Випперовские чтения. Международная научная конференция “Творческое наследие Андре Мальро в искусстве, литературе, гуманитарных науках” К выставке “Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро. 16-17 февраля 2017 года. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина.

 

Участие в выставочных проектах ГМИИ им. А. С. Пушкина

  • «Диалоги в пространстве культуры», выставка в ГМИИ 20 марта — 19 мая 2002, сб. статей под тем же названием — М., «Художник и книга», 2002, статья «Древнеегипетская туалетная ложечка / Пикассо». С. 26–35.
  • «…чтобы написать красавицу…». Каталог выставки одной картины. Пармиджанино. «Антея». ГМИИ им. А. С. Пушкина. 12 мая — 27 июля 2008. М., 2008. С. 7–35.
  • «История, историческое, „историзм“ в культуре XIX столетия» -вступительная статья к каталогу выставки в ГМИИ 30 ноября 2009 — 8 февраля 2010 «Лики истории в европейском искусстве XIX века», М., 2009. С. 10–34.
  • «Первый современный художник», вступительная статья к каталогу выставки «Караваджо. Картины из собраний Италии и Ватикана», 26 ноября — 19 февраля 2012 г., М., 2011, изд. СканРус. С. 16–27.
  • “Образы любви и красоты в западноевропейском искусстве от античности до X1X века/”Олимпия” Эдуарда Мане из собрания Музея Орсэ (Париж) К выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина 18 апреля-17 июня 2016 года. М, 2016, с.14-32.
  • От сакрального к идеальному: “Средневековый Запад”, “От античности к Средневековью”, “От Византии к западному Средневековью”, “От Средневековья к Возрождению”, “Портретный образ в искусстве итальянского и Северного Возрождения”. “От идеального к реальному": “От живописи архитектонической к живописи оптической”, “От эпохи Возрождения к XVII веку”, “Синтез идеального и реального в пределах жанрово-мифологического единства в искусстве XVII века”, “Классицизм и барокко. Проблема эскиза”, “Бытовой жанр и миф”, “Религиозный образ”,”Натюрморт”, “ XVIII век. Эпоха Просвещения: разум, чувство, наука, музыка, театр”, “Рококо. Сентиментализм - эстетика чувства. Предромантизм” /Каталог выставки ”Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро”. К XXXVI Международному фестивалю “Декабрьские вечера Святослава Рихтера. 30 ноября 2016 – 12 февраля 2017 года. М., ГМИИ им. А.С.Пушкина. М., 2016. С. 162-223.

 

Выступления на телевидении по каналу «Культура»

  • в цикле передач «Сенсация! Сенсация!» в связи с 550-летним юбилеем Леонардо да Винчи (2002);
  • передачи, посвященные 500-летию «Джоконды» Леонардо да Винчи (2004, 2005),
  • передачи, посвященные выставке картин Караваджо в ГМИИ (в диалоге с В.Э Марковой, 2011),
  • передачи, посвященные выставке картин Тициана в ГМИИ 28 июня — 29 сентября 2013 (в цикле «Пятое измерение», эфир 01.10 2013, совместно с И. А. Антоновой и Б. А. Мессерером).
  • участие в подготовке научно-популярного фильма о творчестве и личности Леонардо да Винчи (съемки в июле 2013 г.).
  • выступление в посольстве Италии в Москве с сообщением о творчестве Леонардо да Винчи по случаю показа в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Кодекса о полете птиц» Леонардо да Винчи (29 ноября 2012 г.).
  • участие в передаче «Наблюдатель» (ведущая – Ф.Толстая), посвященной выставке «Голоса Воображаемого Музея Андре Мальро» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в диалоге с И.Антоновой и Д.Бахом осенью 2016 г.
Расписание консультаций: 
четверг 11:00 -- 13:00 (виртуально, по предварительной договоренности)